Внедрение корпоративной сервисной шины данных позволило сократить время вывода продукта в 10 раз
Ссылка на интервью: https://www.cnews.ru/articles/2024-11-06_maksim_chudnovskijsberteh_vnedrenie?erid=LjN8JwfcE
Компаниям, работающим на конкурентных рынках, важно быстро реагировать на внешние и внутренние изменения. Потребности клиентов, как и технологии, стремительно меняются, поэтому возникает острая необходимость в повышении производительности ИТ-систем и оперативном выпуске продуктов и обновлений. Одна из технологий, позволяющих повысить эффективность инфраструктуры организации, оперативно откликаться на условия рынка и снизить time-to-market, — сервисные шины данных, или ESB. Максим Чудновский, главный руководитель направления интеграционных продуктов Platform V Synapse в «СберТехе», рассказал, что такое корпоративная сервисная шина, каким компаниям она необходима, как ее внедрение помогает ускорить вывод новых продуктов на рынок и почему шины нового поколения снижают стоимость интеграции.
CNews: Расскажите, какую роль сервисная шина играет в бизнес-процессах?
Максим Чудновский: Сервисная шина предприятия (enterprise service bus, ESB) обеспечивает интеграцию данных во всех автоматизированных ИТ-системах организации и позволяет целостно управлять информационной архитектурой, сократить количество ручных операций по вводу и синхронизации данных.
Ключевая бизнес-метрика, на которую влияет внедрение ESB-решения, — время вывода новых продуктов на рынок. Внешние условия, вызовы и ожидания клиентов быстро меняются, поэтому критически важно уметь оперативно адаптироваться к изменениям. С помощью шин данных можно провести обновления на интеграционном слое, не затрагивая все информационные системы, и обеспечить быстрое реагирование на стремительно меняющиеся условия рынка.
Скорость вывода продуктов на рынок важна и в рамках внутренней автоматизации: например, в компаниях, ориентированных на производство в реальном секторе экономики. Здесь оперативное обновление внутренних продуктов может быть не менее критично для бизнеса, чем вывод новых продуктов на рынок.
Ключевая бизнес-метрика, на которую влияет внедрение ESB-решения, — время вывода новых продуктов на рынок
CNews: Какие подходы к интеграции сервисных шин вы можете выделить? На каких подходах построены российские проекты?
Максим Чудновский: В первую очередь стоит отметить решения, которые строятся полностью на проприетарном стеке технологий, например, линейки WebSphere и Cloud Pak от компании IBM. Альтернативой являются решения, использующие открытые стандарты и ПО, например, Apache Artemis MQ в части транспорта, Apache Camel в качестве интеграционного фреймворка и популярные серверы приложений для Java-проектов в роли runtime для монолитного приложения. Большинство российских импортозамещающих проектов построено как раз на этом подходе. Он хорошо себя зарекомендовал, хотя и не лишен недостатков: вопросы масштабирования, безопасности, надежности и отказоустойчивости в подобных решениях требуют особого внимания.
CNews: Есть ли возможность закрыть вопросы масштабирования и отказоустойчивости «из коробки»?
Максим Чудновский: На сегодняшний день хорошо зарекомендовали себя новые микросервисные распределенные системы, а также технологии контейнерной виртуализации, такие как Docker и Kubernetes. Мы наблюдаем тренд в интеграции: классические шины данных осовремениваются и перенимают лучшие практики из мира неинтеграционных систем. Благодаря этому удается комплексно решить вопросы масштабирования и отказоустойчивости.
Мы в СберТехе пошли именно по этому пути, создав распределенную ESB-шину на новом стеке технологий на базе интеграционных решений Platform V Synapse. Первым заказчиком решения стал Сбер, так как компании было важно увеличить производительность, сократить время выпуска новых продуктов, снизить взаимовлияние систем друг на друга и предоставить командам возможность разрабатывать интеграции самостоятельно. И мы добились отличных результатов: обновления приложений происходят пять раз в день, а среднее время производства продукта (lead time) сократилось почти в 10 раз.
CNews: Для многих российских корпораций сегодня актуальна задача по импортозамещению сложных отраслевых решений. Различаются ли ESB-решения в зависимости от отраслевых особенностей организации?
Максим Чудновский: Корпоративные шины как шаблон интеграции приложений и как решение, которое исполняет интеграционную посредническую логику, будут примерно одинаковы в любой отрасли бизнеса. При этом используемые функциональные подсистемы ESB могут значимо отличаться.
Например, в финтехе мы часто встречаем требование минимизировать задержки во время передачи сообщений при максимальной транзакционной нагрузке. При реализации подобного сценария на сервисной шине мы обязательно увидим преобладание высокопроизводительных транспортных протоколов, например, gRPC, и нередко — специальные брокеры сообщений с низкими задержками.
В банках традиционно одни из самых строгих требований к информационной безопасности. Здесь важна безопасность не столько самой шины, сколько всей информационной и вычислительной инфраструктуры. Но интеграция — это центральное звено всей инфраструктуры. А значит, она должна соответствовать всем требованиям ИБ без каких-либо скидок и ограничений и давать возможность построить инсталляцию любого уровня защищенности.
В производственном секторе шина будет обладать в большей степени низкоуровневой интеграцией для сбора телеметрии с различных устройств или прямой интеграции баз данных. Также будут важны решения для ERP-систем: необходим максимально широкий набор коннекторов и поддержки протоколов для работы в разных сценариях бизнеса.
ESB приносят пользу во всех отраслях, но везде есть своя специфика, которую необходимо учитывать при внедрении интеграционного решения.
CNews: А помимо импортозамещения, какие можно выделить причины миграции или смены ESB?
Максим Чудновский: Драйверы могут быть совершенно разными. Помимо импортозамещения, причиной может быть цифровая трансформация, включающая рост, масштабирование бизнеса и вывод новых продуктов.
Интеграция — центральное звено, которое не должно стать бутылочным горлышком и тормозить процессы. Шина должна быть максимально подвижным и гибким звеном, отвечать всем современным стандартам и трендам развития ПО, чтобы поддерживать развитие бизнеса.
Также драйвером может стать оптимизация финансовых показателей владения ИТ-системами, повышение уровней отказоустойчивости и защищенности без потерь в функциональности. Чаще всего результат достигается за счет перехода на новый стек технологий.
CNews: Говоря о миграции на другое решение, с какими сложностями компании сталкиваются?
Максим Чудновский: В профессиональной среде считается, что внедрение или обновление интеграции обычно происходит с нуля. А это влечет за собой определенные сложности: нужно убрать старое решение, поставить новое и полностью повторить на нем интеграционную логику.
Второй момент: нужно повторить не только интеграционную логику, но и все точки контакта шины с текущими системами и сервисами. В некоторых местах решение может не сойтись, какие-то протоколы и стандарты могут не поддерживаться. Если шина не будет достаточно гибкой, чтобы позволить добавить поддержку специфичных протоколов без модификации своего «ядра», придется дорабатывать соответствующие бэк-офисные системы и инфраструктуру заказчика. Обычно такие доработки трудоемки, а иногда и вообще невозможны — например, в случае закрытого решения от производителя, который больше не представлен на рынке.
Получается, что для успешного внедрения критически важны такие качества интеграционного решения, как расширяемость и модернизируемость. Важно, чтобы при необходимости заказчик мог самостоятельно развивать решение. Но при всей этой гибкости система не должна быть сложной в понимании и эксплуатации. С точки зрения хорошей вендорской практики нужно стремиться к тому, чтобы интеграционная система предъявляла как можно меньше требований к квалификации и людям, которые будут ею пользоваться. Однако это не означает сокращение функциональных возможностей или упрощение пользовательских поверхностей.
Важно, чтобы при всей своей модульности и расширяемости система была целостна, непротиворечива. Мы в СберТехе дополнительно придерживаемся принципов автоматизации и минимизации ручных операций во всех типовых операциях и пользовательских сценариях, используем технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. Такой подход повышает надежность и работоспособность системы, а также снижает затраты.
CNews: Какие тренды развития ESB вы можете отметить? Как они влияют на рынок?
Максим Чудновский: Иногда кажется, что интеграционные решения как класс ПО живут по собственным законам: проприетарные средства разработки, особый релизный конвейер, модели эксплуатации и так далее. При этом в мире классической разработки успешно закрепились такие практики, как GitOps, DevSecOps, Application Security, а также повсеместно используется облачная инфраструктура — частные и публичные облака. Сегодня мы все чаще наблюдаем своеобразную «стандартизацию» интеграции, в рамках которой она примеряет на себя популярные решения и технологии из мира традиционных бэк-офисных систем.
Еще один значимый тренд — методы машинного обучения и искусственного интеллекта. В интеграционном домене есть ряд функциональных зон, где можно с пользой применять подобные технологии. Например, оптимизировать потоки данных и сетевого трафика в среде выполнения, чтобы снижать потребление ресурсов и задержки передачи данных. С точки зрения design-time искусственный интеллект хорошо применим, например, при работе с документацией или спецификациями API. Эти и многие другие возможности мы активно пилотируем в рамках интеграционных решений Platform V Synapse.